Барельеф исторического центра города Твери начала XX века ("Лучи Твери")

Грандиозные изменения произошли в Твери после большого пожара 12 мая 1763 года. По указу Екатерины II в город прибыла архитектурная команда и выполнила планы новой Твери, предполагавшие строительство каменных зданий на прямолинейных улицах и чёткой формы площадях. В качестве основы градостроительной сетки опытный архитектор Петр Романович Никитин, возглавивший проектирование, предложил использовать трёхлучие улиц, ранее применённое в Петербурге.

Тверь в конце XVIII века отличала ясная строгость, торжественность и обилие каменных зданий не только в центральной части города. Организаторам строительства удалось создать целый город, застройка которого выдержана в единых пропорциях и декоративных формах — рустованные ризалиты слабого выноса, оконные проемы в неглубоких нишах, разнообразные филенки, массивные рамочные наличники с «ушами» и веерными замковыми камнями. Тверские фасады вскоре стали называть «примерными», образцовыми.

В новом городе самым престижным и дорогим стал большой дом с проездной аркой в центре, в два этажа с чердаком, по сути, квази-этажом с небольшими окнами, построенный по проекту «дом первого номера. Подобные здания предназначались для застройки «Прешпективы» (совр. улица Советская) и «набережной линии» (совр. набережная Степана Разина). Так, например, застраивался образцовыми каменными домами по проекту № 1 участок Миллионной улицы (совр. Советской) между Знаменским пер. (совр. Свободным) и площадью Судебной (совр. пл. Ленина). Десять домов на «набережной линии» или Волжской набережной (совр. наб. Степана Разина, номера 7‒16) — это наиболее полноценно сохранившиеся типовые двухэтажные дома с антресолями и проездом в центре как образец застройки «единой фасадой». По проекту вариации допускались лишь при декорировании фасадов. Судьба сохранила эти дома до наших дней, а их внешний облик изменился лишь в малой степени.

Проект «дома второго номера» предлагал жителям каменный двухэтажный особняк с полноценным первым этажом и низким мезонином. Для менее дорогостоящих особняков популярным оказался «проект третьего номера», разработанный для постройки с деревянным жилым этажом на каменном полуэтаже.

Проекты П. Р. Никитина сформировали облик центральных улиц, которые до сих пор являются «лицом» Твери, основой её «архитектурного кода». В конце XVIII столетия придут принципиально иные декоративные и объёмные решения, связанные с проникновением в город традиций ордерного классицизма. Завершать работу по приданию Твери «регулярного» облика пришлось губернскому архитектору Ф. Штенгелю. Екатерининская административная реформа (1775 г.) преобразовала провинциальную Тверь в столицу Тверской губернии и снова превратила её в строительную площадку. В полном соответствии с идеалами эпохи намеченное «воздвижение» города с прекрасными каменными зданиями, прямыми улицами и широкими площадями должно было способствовать высокой цели: изменению самой человеческой натуры, улучшению нравов, формированию «просвещённого» человека.

Появление городского сада в Твери также связано с новым устройством города после пожара 1763 года. Первые посадки деревьев будущего парка появились в начале 1770-х гг. вдоль обращённого к Волге северного фасада Путевого дворца. Второй по времени возникновения сад — губернаторский. В 1850-е гг. разбили третий по счёту городской сад, названный «Публичным», или «Общественным». Впоследствии в парке были устроены фонтаны и сооружены деревянные здания ресторана «Кукушка» и кинотеатра «Художественный». В 1931 году три сада объединили в нынешний городской сад. Практически все зелёные насаждения — тополя, липы, вязы, декоративные кустарники — послевоенной посадки.

На противоположном городскому саду берегу Волги виден ансамбль площади с церковью Трёх Исповедников (Воскресения Христова) и двумя купеческими каменными двухэтажными домами рубежа XVIII‒XIX вв., играющими роль архитектурного обрамления храма.

Почтовая (позже Полуциркульная) площадь сегодня называется иначе — Михаила Тверского. Это одна из центральных площадей, появившаяся, когда Тверь отстраивалась по новому регулярному плану. Находится она на пересечении улиц Миллионной (совр. Советской) и Скорбященской (совр. Андрея Дементьева). Здесь начинаются боковые лучи знаменитого тверского трёхлучия: улицы Косая Новоторжская (совр. Новоторжская) и Косая Новгородская (совр. Вольного Новгорода).

Косая Новоторжская — одна из центральных улиц города. В месте её пересечения с Трёхсвятской улицей стоит трёхэтажное здание. В начале XX века оно принадлежало Ф. А. Смирнову, владельцу размещавшейся здесь гостиницы «Центральная». Угловой дом (№ 14) принадлежал во второй половине XIX — начале XX вв. мещанам Пановым. В этом здании Иван Александрович Тачалов открыл фотографию, одну из самых известных в Твери, создатель более 80 видовых открыток г. Твери начала XX века. После пересечения с Ильинским переулком открывается вид на значительный объем храма Жен-Мироносиц, а напротив купеческие усадьбы Богдановых, Бураковых, Кафтановых. Заканчивалась улица Торговой площадью (ныне Тверская) с торговыми рядами и храмом Симеона Столпника, утраченными в XX веке.

Дома, стоявшие на Косой Новгородской улице (Вольного Новгорода), на рубеже XIX‒XX вв. принадлежали во второй половине XIX века купеческой семье Светогоровых (территория домов № 13 и 15). Церковь Рождества Христова «в Рыбаках», расположенная к западу от усадьбы Светогоровых, в результате регулярной застройки оказалась внутри квартала.

Площадь Детских садиков (совр. Пушкинская) также входила в череду площадей, распланированных на оси Миллионной (совр. Советской) улицы в 1760-е гг. в Предместье. Сначала она называлась Торговой, но после разбивки здесь в 1840-е гг. четырёх близких по плановой форме садов за ней постепенно закрепляется иное наименование — «Детские садики». На северной стороне лютеранская церковь, возведенная на рубеже 1840‒1850-х гг. Кирха строилась по проекту вольнопрактикующего архитектора К. Б. Гейденрейха (1816‒1867 гг.). Лютеранская церковь, без сомнения, разнообразила архитектурный ансамбль площади, делая его неповторимым. Кирху снесли в 1960-е гг. при строительстве здания обкома КПСС.

Значительный вклад в изменение внешнего облика города в 1809‒1812 гг. внёс К. И. Росси, которого пригласил тверской генерал-губернатор принц Георг Ольденбургский. Архитектор за несколько лет обновил весь дворцовый комплекс, выстроил новые торговые ряды на Торговой площади (ныне площадь Тверская) и спроектировал множество жилых домов. Некоторые из них до сих пор украшают наш город. Но с именами Георга Ольденбургского и Карла Росси связано также и полное уничтожение остатков крепостных сооружений, даже частичная реконструкция которых могла бы сохранить для потомков центральное ядро древней Твери. Но остались видимыми очертания лишь одного из участков крепостного рва. Он прикрывал Кремль с самой опасной, «напольной», стороны, а с конца XVIII в. и в течение XIX в. стал спуском к наплавному мосту через Волгу.

Во второй половине XIX века город рос и развивался. Уходила в прошлое эпоха классицизма, наступал период эклектики, а затем модерна. Примером последнего является застройка Предместья с Романовской школой, Карповским училищем и Аваевской богадельней — «ласточкино гнездо». Рост учебных заведений привёл к строительству новых общественных зданий: мужской классической гимназии, женского коммерческого училища, женского епархиального училища, реального училища.

В 1900 году берега Волги соединил первый в городе постоянный мост — проект инженера В. Точинского. Стальной мост длиной 215,5 м, шириной 12,5 м рассчитан на движение транспорта и пешеходов. Благодаря удачно найденному ритму и форме подвесных и консольных конструкций, готическим башенкам-пинаклям, мост производит впечатление легкости и хорошо согласуется с шириной реки и рельефом берега.

Тверь изумляла своей необыкновенной упорядоченностью и ухоженностью. Это ощущалось повсюду — в хорошо оштукатуренных и окрашенных строениях, тщательно вымощенных и опрятно убранных мостовых, в строгой регламентации зелёных насаждений. И уж совершенно поражал восприятие гостей вид живописной Волги, реки-труженицы, со множеством пароходов и барж, причалов и пристаней.

Панорама левобережья близ слияния Волги и Тверцы не менее важна для парадного раскрытия города. На правом берегу Тверцы, у впадения её в Волгу, огромным белым кораблём высился Успенский Отроч монастырь, основанный по легенде княжеским отроком Григорием в 1260-е годы, во времена первого тверского князя Ярослава Ярославича. На другом берегу Тверцы ему вторил ансамбль Екатерининской церкви. Весь левый берег реки от устья до границы города у Исаевского ручья застроили линией каменных домов.

Тверь была удивительно красива, раскинувшись по берегам трех рек — Волги, Тверцы и Тьмаки, радующая своими набережными и открывающимися видами. Улицы, бульвары и площади широки и свободны, здания смотрятся солидно и внушительно. Очень торжественны тверские церкви: Владимирская рядом с Почтовой площадью, Вознесенская на пересечении Миллионной и Ильинского, Ильинская на Косой Новгородской, Жен-Мироносиц на Мироносицком бульваре недалеко от Торговой площади, Симеона Столпника на Хлебной площади, Знаменская у Городского сада, главная святыня — Спасо-Преображенский собор на Соборной площади.