Арт-объект «Галера Тверь»

Видео: Рубрика «Ключи Твери», выпуск №131, галера «Тверь»

Поездка Екатерины II на галере «Тверь» в 1767 г.

В конце 1766 года императрица Екатерина II задумала совершить первую инспекционную поездку по волжским городам и распорядилась заложить на верфи в Твери целую флотилию парусно-гребных судов для будущего путешествия. Императрица стала первой коронованной особой после Петра I, совершавшей поездки по России. «Я путешествую не для того, чтобы осматривать местность, но чтобы видеть людей», — писала государыня позднее французскому посланнику графу Л. Сегюру.

Строительством заведовал главный специалист галерного флота, начальник Балтийского галерного флота Пётр Пущин. Непосредственно работой руководил галерных дел мастер Михаил Щепин. Несмотря на крайне сжатые сроки, ответственный заказ был выполнен вовремя. Пущин даже успел совершить пробное плавание на галере «Тверь» до Казани и обратно. Под пушечную пальбу и колокольный звон 2 мая 1767 г. флотилия двинулась из Твери в путь. Матросы на галерах девять раз прокричали «ура», приветствуя императрицу. В городе раздался 51 пушечный выстрел в честь государыни, с галеры «Тверь» — ответные 9 выстрелов в честь города. Берега Волги от пристани вниз по течению на семь вёрст «были усыпаны движущимся народом, бежавшим за галерой. И горящие в ночи костры дров превосходили искусственную иллюминацию», — писал П. И. Сумароков. Галеры — «Тверь», «Волга», «Ярославль», «Казань», «Углич», «Кострома», «Нижний Новгород», «Симбирск», госпитальное судно «Ржев Владимиров» и 14 судов меньшего размера отправились вниз по Волге.

Конечной целью путешествия был Симбирск, по пути императрица рассчитывала посетить все крупные города. Всего на борту кораблей находилось более тысячи человек, включая посланников иностранных государств — Дании, Австрии, Пруссии, Франции, Испании и Швеции. На галере «Волга» держал флаг командующий галерным флотом член Адмиралтейств-коллегии генерал, граф И. Г. Чернышёв.

Екатерина II с фрейлинами расположилась на галере «Тверь». Это судно специально строилось в качестве императорской яхты, и потому в отличие от традиционных галер оно имело удлинённую кормовую надстройку с апартаментами для высочайшей гостьи и её приближённых. При этом силуэт судна не утратил пропорциональности и сохранил присущее ему изящество. Галера отличалась от других судов красотой, гармонией подбора деталей и отделки, имела деревянный корпус зелёного цвета, скреплённый металлическими болтами.

Снаружи надстройку украшали многочисленные рельефные позолоченные изображения Нептуна, сирен, русалок, тритонов и амуров, вырезанные из дерева неизвестными русскими мастерами. Особенно богатое декоративное убранство имел транец (плоская вертикальная конструкция на корме), в центре которого помещались государственный герб и вензель императрицы. Основной материал, из которого была построена «Тверь», — сосна, набор корпуса — из дуба, а для резных украшений использовались липа и береза. Качество постройки вызывало восхищение: например, стыки палубы и бортовой обшивки оказались подогнанными настолько плотно, что их не требовалось конопатить. Галера «Тверь» приводилась в движение 26 длинными (по другим данным 24) тяжёлыми вёслами, каждым из которых гребли по несколько человек, а при попутном ветре двигались при помощи парусов, поднимавшихся на двух мачтах. Под парусами галера делала до 5 узлов (узел ‒ 1852 м/ч), а когда и вёсла пускали в ход — до 7‒8 узлов. Длина галеры составляла 39 м, ширина от 5,75 м до 7,65 м.

В кормовой части судна в надстройке, которая простиралась почти до его середины, были большие светлые каюты, включая каюту капитана. Особым убранством отличалась спальня и столовая, где Екатерина II могла обедать и вести беседу. В трюме под кормовой надстройкой располагались каюты фрейлин и статс-дам, а также кладовые для припасов, всего десять помещений.

В носовой части судна размещались две небольшие рубки: правая — туалет, левая — камбуз. Между рубками возвышалась арка, служившая декоративным завершением, на которую подвешивался судовой колокол. На плоских крышах рубок имелись места для установки небольших «салютных» пушек.

Под палубой в трюме, куда попадали через три люка, находились невысокие помещения для гребцов и экипажа галеры. Они были без окон и освещались только через вырезы палубных люков и масляными фонарями. Из-за малой высоты в этих помещениях ходить приходилось лишь согнувшись. Для старших чинов здесь выгородили небольшие каюты и рундуки, рядовые же гребцы, видимо, спали прямо на досках трюмного настила.

Флотилия двигалась неторопливо. Кроме того, за ней следовали грузовые суда, а по берегам через 80 вёрст один за другим располагались склады «всевозможных припасов». В свободное от официальных приёмов и церемоний время Екатерина занималась переводом на русский язык философско-просветительского романа «Велизарий», сочинённого французским писателем Жаном-Франсуа Мармонтелем. Вечером 26 мая галеры, пользуясь разливом реки Казанки, причалили у Тайницких ворот Казанского Кремля. После двухдневной стоянки флотилия отправилась дальше. Посетив по пути село Болгары и осмотрев развалины Спасского кантона, высокие гости прибыли в Симбирск. На этом плавание протяжённостью 1410 вёрст закончилось. Отсюда императрица со свитой отправилась по суше в Москву.

В письме на имя графа И. Г. Чернышёва от 6 июня 1767 года Екатерина II писала: «Поведением моряков всей команды я весьма довольна». И в благодарность за благополучное плавание по Волге наградила каждого обер-офицера золотыми часами или табакеркой, кроме того «вкупе на всю команду 6 200 рублей пожаловать изволила».

После завершения плавания, длившегося чуть больше месяца, суда флотилии были сданы Казанскому адмиралтейству, причём флагманскую галеру «Тверь» велено «хранить вечно, не переменяя того вида, какой она имела во время Высочайшего путешествия». Наказ императрицы строго выполнялся в течение почти двух веков — галере «Тверь» удалось пережить и восстание Пугачёва, и лихолетье гражданской войны. С 1888 года она стояла на территории бывшего Артиллерийского склада под крышей специально построенного деревянного павильона. К сожалению, до наших дней галера не дожила. Пожар, вспыхнувший в октябре 1956 года, уничтожил судно вместе с павильоном и находившемся рядом катером императора Павла I. Уникальный памятник русского кораблестроения XVIII века оказался утраченным навсегда.

Уже в наши дни в Казани на Петербургской улице установлен памятник галере «Тверь», созданный скульптором М. Щепиным. Бронзовая модель корабля венчает пятиметровую металлическую колонну, у подножия которой находятся два якоря — элементы герба Санкт-Петербурга.