Нэлли Пятышева «Мгновения и время». Живопись, графика

Нэлли Пятышева «Мгновения и время». Живопись, графика

Человек своей судьбы. Талантливый художник, нашедший в искусстве своё и только своё место, свой изобразительный язык, позволяющий выражать на листе или холсте то, что близко чувствам, что стало результатом размышлений, глубокого вдумчивого осмысления самой жизни. Нэлли Ефимовна Пятышева когда-то давно поняла и приняла, как единственно верную, одну из самых главных для художника заповедей: мир не нуждается, в зеркальном его отражении, в простом его изображении, приятном и понятном глазу. Художником может быть лишь тот, в ком неутомима потребность познавать, удивляться, радоваться и делиться своими открытиями, осваивая те изобразительные возможности (материал, технику, новые ходы и приёмы), которые позволяют раскрывать прочувствованное и осознанное отношение к миру.

Нэлли Ефимовна Пятышева осознано существует в искусстве много лет, проявляя одновременно женскую чувственную, и мужскую интеллектуальную стороны. Окончив в 1960-х «худграф» с живописной дипломной работой, темой которой был не столько сюжет, сколько актуальный тогда «суровый стиль», художник уходит в «свободное плавание» – увлеченно занимается живописью, активно выставляется. Переход к акварели в начале 70-х был отчасти вынужденным, но именно он определил дальнейшую творческую судьбу. Волевой живописный импульс художник полностью переносит в акварель. В полупрозрачных чувственно-монохромных листах северной и индустриальной серий 70-80-х, автор смело и уверенно организует пространство, в соответствии с духом времени и места. В акварелях 90-х пластику движущихся цветовых масс – подчиняет композиционной идее, проявляя и утончённую мягкость, и убедительную твердость. В неординарности композиционных решений, ракурсов и цветовых отношений, наполненных светящимся дыханием белого листа – стремление к обобщению и пластическому осмыслению насмотренных или придуманных мотивов. Сюжеты и композиции сочиняются автором для разрешения очередной художественной задачи. Преподавание на протяжении многих лет курса «Живопись и композиция» в Тверском художественном училище стало ещё одной задачей, ещё одним осознанным проявлением её художнической природы.

На юбилейной ретроспективной выставке Нэлли Ефимовны Пятышевой будут представлены работы, выполненные ею на протяжении большого временного промежутка – с начала 1970-х до нынешнего дня. С течением лет сложилось несколько серий: северная и индустриальная, военная и посвященная православным праздникам, и особенно близкая художнику – деревенская, ставшая отдельной Темой в творчестве. Каждый – в своем образе и характере предстанут и уже традиционные для автора «букеты». Все работы объединяет главное – всё это – живопись, масляная или акварельная. Трудно определить, как графику, даже её черно-белую акварель (серия, созданная по впечатлениям от старых семейных фотографий). Рисунок в творчестве художника если и играет какую бы то ни было роль, то только прикладную, промежуточную, как беглый набросок для будущих работ. К какому бы материалу и жанру ни обращалась Нэлли Ефимовна, чаще всего сюжетом её работ будет сама живопись, такая, какой её хочет видеть автор.

Марина Волощенко,
искусствовед